маневрирование автомобилем

Маневрирование автомобилем - разворот, проезд ворот, установка автомобиля на ограниченном месте

Под маневрированием понимается изменение скорости, и направления, применяемое на ограниченных участках, в стесненных условиях движения. Водители прибегают к маневрированию лишь в крайних случаях, учитывая, что это связано с движением на низших передачах и вызывает повышенный расход топлива, и износ материальной части.

Водитель должен выполнять маневр в короткое время, чтобы не мешать продвижению другого транспорта, соблюдать все меры предосторожности, минимально расходуя топливо (т. е. не давая больших оборотов валу двигателя) и не допуская излишних напряжений в агрегатах автомобиля.

Разворот
Разворот применяется в узких проездах (ширина которых меньше радиуса поворота автомобиля), когда требуется повернуть автомобиль для следования в обратном направлении.
Разворот представляет собой маневрирование, состоящее из ряда последовательно проводимых взаимозависимых приемов.
Для успешного выполнения разворота необходимо:
- заранее наметить место, наиболее отвечающее требованиям быстрого маневра, для того чтобы не мешать продвижению другого транспорта;
- подать рукой предупредительный сигнал о снижении скорости;
- снизить скорость, перейти на низшую передачу;
- для максимального использования ширины проезда принять насколько можно вправо и остановиться;
- если дорога свободна, то, вращая руль до отказа, повернуть влево и направить автомобиль к противоположной стороне проезда;
- перед самой остановкой (не доезжая 1 м до противоположного края), энергично действуя рулем, повернуть колеса в обратную сторону;
- осмотреться по сторонам и назад, дать предупредительный сигнал, направить автомобиль задним ходом к противоположной стороне проезда;
- не доезжая до противоположного края, быстро действуя рулем, снова повернуть колеса в обратную сторону;
- осмотреться, направить автомобиль вперед и двигаться в новом направлений.
Разворачиваться можно в пределах проезжей части дороги, а также с заездом в ближайшие ворота, переулок, с переездом через придорожную канаву, по мостику (рис. 1).

Так как маневрирование на проезжей части мешает движению другого транспорта, то разворот надо выполнять быстро, но без суетливости, с правильным расчетом движения на ограниченном пространстве. Чтобы разворот ускорить, надо наиболее полно использовать ширину проезжей части, сокращая путь движения автомобиля за счет поворачивания колес в противоположную сторону перед остановкой в крайних положениях, и использовать боковые проезды.

При разворотах необходимо строго соблюдать все меры предосторожности: повысить внимательность, своевременно подавать сигналы, не превышать скорость движения и т. п.

Проезд ворот
Проезд ворот представляет собой сложный маневр в узком, ограниченном пространстве. Безошибочный проезд ворог требует хорошего глазомера, правильного водительского расчета, умения сопоставить габаритные размеры автомобиля с габаритными размерами проезжаемых ворот и сделать вывод о возможности и способе проезда.

Способ проезда ворот выбирается в зависимости от их типа (арочные, тоннельные), расположения выше или ниже уровня дороги, под прямым или острым углом к тротуару, ширины, назначения въезда в ворота и возможности развернуться во дворе для выезда передним ходом. Проезд ворот может производиться передним и задним ходом, с хода и с места.

Техника проезда ворот включает следующие приемы:
- приближение к воротам, оценку обстановки движения, глазомерное определение типа и размеров ворот, выбор способа проезда, установку автомобиля в исходное для въезда положение, подачу предупредительных сигналов;
- въезд в ворота, проезд ворот и выезд из ворот.

При въезде в ворота передним ходом необходимо стремиться к тому, чтобы ось движения автомобиля совпадала с осью ворот, при этом важно следить за продвижением задней части автомобиля, особенно на повороте. При въезде, задним ходом в ворота арочного типа автомобиль надо направлять мимо ближайшего угла ворот, а при въезде в ворота тоннельного типа - вдоль стенки, обязательно проверяя продвижение передней части автомобиля.

При въезде передним ходом в ворота справа на прилегающей стороне (рис. 2) необходимо снизить скорость, перейти на низшую передачу и, подавая предупредительный сигнал, въезжать в ворота с таким расчетом, чтобы свободно прошли задние колеса.

схема въезда задним ходом в ворота
Рис. 3. Схема въезда задним ходом в ворота справа на прилегающей сторое:
А, Б - на узкой улице; В - на широкой улице

Въезд задним ходом в ворота справа на прилегающей стороне (рис. 3) - более сложный маневр.
Установка автомобиля в исходное положение для въезда в ворота задним ходом на улицах с интенсивным движением недопустима, а на улицах с небольшим движением должна занимать, возможно, меньше времени, чтобы не мешать движению другого транспорта.

Для въезда задним ходом в ворота слева на противоположной стороне надо, проехав мимо ворот примерно двойную длину автомобиля, подавать назад в ворота, не мешая встречному или попутному движению.

Для въезда в ворота тоннельного типа, расположенные под острым углом к тротуару, необходимо развернуться и, возвращаясь назад, въезжать в ворота передним ходом.

Так как проезд ворот происходит в условиях ограниченной видимости, обязательно соблюдение мер предосторожности (повышенная внимательность, сниженная передача, небольшая скорость, подача предупредительных сигналов).

Установка автомобиля на ограниченном месте состоит из следующих приемов:
- приближения к месту установки на малой скорости;
- быстрой глазомерной оценки обстановки движения и размеров ограниченного пространства;
- выбора способа установки автомобиля;
- маневрирования на малой скорости и пониженной передаче с соблюдением мер предосторожности и подачей предупредительных сигналов, установки автомобиля относительно других рядом стоящих автомобилей и места стоянки.

При продвижении автомобиля в стесненных условиях решающее значение имеет твердое знание габаритных размеров автомобиля и умение на глаз определить размеры ограниченного пространства, чтобы быстро принять решение о возможности установки автомобиля. Так как маневрировать приходится на коротких дистанциях, то действовать рулем нужно энергично, эффективно используя каждый сантиметр свободной площади (подобно действию рулем при разворотах), но ни в коем случае не допускать вращения руля при неподвижном автомобиле.

В случае остановки с хода вдоль тротуара надо так рассчитать движение, чтобы установить автомобиль строго параллельно кромке тротуара. Никогда не следует становиться вплотную к тротуару, так как отъезд от него будет затруднен из-за невозможности повернуть передние колеса. Кроме того, это может привести к повреждению шин.

Приближаясь к тротуару, надо так рассчитать движение по правому крылу и положению кузова, чтобы между колесами и бортом тротуара остался промежуток (не более 10 см). В противном случае придется излишне маневрировать и расходовать топливо. Так, для того чтобы отъехать от тротуара, нужно осаживать автомобиль назад и одновременно поворачивать колеса влево. Если вплотную к тротуару стоят не только передние, но и задние колеса, то придется трогаться вперед, поворачивая передние колеса насколько можно влево. При необходимости этот маневр надо повторять, пока автомобиль не отойдет от тротуара настолько, чтобы можно было начать движение в требуемом направлении.

схема установки автомобиля вдоль тротуара
Рис. 4. Схема установки автомобиля вдоль тротуара между двумя автомобилями

Установка автомобиля вдоль тротуара усложняется, когда надо его припарковать между другими машинами, Водитель допустит ошибку, если захочет поставить свой автомобиль передним ходом. Так можно сделать только в том случае, если промежуток между машинами превышает двойную длину автомобиля, и совершенно невозможно, когда это расстояние менее указанного. Поэтому, прежде чем ставить автомобиль, следует быстро на глаз определить, достаточно ли свободного места. Определив, что места достаточно, водитель проезжает вперед, равняясь по впереди стоящему автомобилю (с интервалом от него не менее 1 м), принимает влево, останавливается, включает задний ход и, повертывая рулевое колесо сначала вправо, а затем влево, осаживает свою машину в свободный промежуток между двумя стоящими вдоль тротуара автомобилями. Когда задние колеса займут требуемое положение, водитель включает передний ход и, поворачивая передние колеса вправо, выравнивает автомобиль относительно других автомобилей и борта тротуара (рис. 4).

Если автомобиль остановился слишком далеко от тротуара, его можно приблизить следующим образом: осадить как можно дальше назад, затем, очень медленно продвигаясь вперед, круто повернуть руль вправо, а с середины пути - влево. Это повторяется до тех пор, пока автомобиль не займет требуемого положения.

Если нужно поставить автомобиль на стоянку под прямым углом к тротуару, водитель проезжает вдоль стоящих машин и в пределах свободного пространства поворачивает налево, проезжает вперед на длину автомобиля и, включив задний ход, осаживает автомобиль перпендикулярно к тротуару (рис. 5, А). Остановив автомобиль у тротуара, водитель включает передний ход и выравнивает свою машину относительно других. Для установки под косым углом водитель проезжает свободное пространство в прямом направлении на длину автомобиля, останавливается, включает задний ход, осаживает автомобиль к тротуару и затем выравнивает его (рис. 5, Б).

Перед тем как отъехать от тротуара, водитель должен осмотреться в стороны и вперед, начать движение с таким расчетом, чтобы не наехать на проходящих поблизости пешеходов, не задеть рядом стоящий автомобиль и не мешать мимо проходящему транспорту.

В тех случаях, когда требуется поставить автомобиль на эстакаду, водитель включает низшую передачу и медленно направляет колеса вдоль ограничителей, а при подъеме на эстакаду, равномерно увеличивая подачу горючей смеси, чтобы быть готовым немедленно остановить автомобиль, как только он займет нужное положение. После установки автомобиля на эстакаде его надо надежно затормозить ручным тормозом и включением низшей передачи.

схема установки автомобиля у тротуара
Рис. 5. Схема установки автомобиля у тротуара:
А - под углом 90 гр., Б - под углом 45 гр.

Постановка автомобиля в гараж на стоянку включает проезд ворот и маневрирование на месте стоянки.

Техника проезда гаражных ворот такая же, как и проезда обычных ворот. Въезжать в небольшой гараж надо задним ходом, в большой гараж (со стоянкой манежного типа или многоэтажный с пандусами - межэтажными спусками) - передним ходом. Каков бы ни был принят способ расстановки автомобилей в гараже (однорядный, елочный, многорядный и др.), автомобиль всегда ставят на место стоянки задним ходом, чтобы выезжать можно было передним ходом. Маневрирование в гараже и на внутригаражном проезде между двумя рядами автомобилей требует от водителя точного глазомера, правильного водительского расчета и повышенной осторожности. Для того чтобы не допустить наезда на другой автомобиль, водитель при маневрировании в гараже должен включать низшую передачу и двигаться на малой скорости, очень плавно подавая горючую смесь.

Надо так рассчитать установку автомобиля на ограниченном пространстве, чтобы достигнуть требуемого положения при минимальном маневрировании, меньшем расходе топлива, без резкого торможения, излишнего пробуксовывания сцепления, не допуская перегрева двигателя, строго соблюдая меры предосторожности (повысить внимательность, снизить скорость движения, подавать предупредительные сигналы).

26.05.2010 г. - Певзнер С.Р.

<< назад



Оставить on-line заявку на курс обучения вождению в Автошколе "СТАРТ" или задать вопрос руководству можно здесь >>.
Также предлагаем ознакомиться с расписанием занятий Автошколы "СТАРТ".

8 (49244) 231-66
8 (919) 005-40-40

Владимирская область, г.Александров, ул.Ленина, д.20А (ТЦ "Центральный")
Владимирская область, г.Струнино Ул. Лермонтова 9а, (ТЦ Каприз)